Человечество к началу 21 века исчерпало резервы развития цивилизации и на текущий момент находится в положении, которое можно назвать эволюционным кризисом.
Эволюционный кризис - это этап в существовании разумной формы жизни, который характеризуется множащимся количеством противоречий, объем которых опережает возможности и потенциал их разрешения в рамках существующих ментальных оснований, что в конечном счете грозит тотальным ухудшением условий жизни разумных существ, утрате завоеваний, возвращения на предшествующие уровни развития, либо полным уничтожением самой цивилизации.
Что непосредственно свидетельствует в пользу данного вывода?
Во-первых, культура цивилизации переживает хаос доктрин об Индивидууме (о Человеке и его смысле жизни).
Накопленный к 21 веку доктринальный хаос обрел свое теоретическое выражение, в идее мировоззренческого плюрализма, предполагающего мирное существование различных версий пониманий человека как условия обеспечения устойчивого развития. Однако это в корне абсурдная идеология лишь знаменует процесс начала самораспада цивилизации. Ничто не развивается путем лишь арифметического суммирования.
В условиях такой ментальной неразберихи рядовому Человеку ничего не остается как идти по пути наименее противоречивого существования - существования , посвященного одному физиологическому насыщению. Человек становится легким объектом недобросовестного манипулирования, поскольку животное или приближенное к нему существование не требует умственного напряжения, а значит снижает в целом уровень критического, рассудочного восприятия.Отказ Человека от ментальной и преобразующей активности как реакция на мировоззренческий хаос в пользу потребления создает общий негативный тренд движения цивилизации и лишает ее перспективы восходящего развития.
Во-вторых, Человечество, также как и в случае с проблемой Индивидуума, полностью дезориентировано хаосом доктрин о Социуме.
Циркулируют множество концепций, обращенных к обществу и призванных установить гармонические коллективное устройство. Часть из них признается общецивилизационным достижением, однако их практическая реализация убедительно показывает всю глубину несоответствия знаний реальности.
Сколько бы усилий не предпринимались в части «демократизации» и «либерализации» народов но условия всеобщего прогресса, социальный хаос в мире приобретает все более неконтролируемый характер.
Существующая доктрина цивилизации, сформулированная в рамках европейского культурного движения, не в состоянии расшифровать процессы, протекающие в неевропейских странах. Насильственное принуждение к одной культурной традиции не приносит ожидаемых плодов.
Страны, так называемого, третьего мира обладают колоссальными человеческими и прочими ресурсами, намного превосходящими европейскую цивилизацию и обрушение этих стран на «западный» мир грозит его тотальным размыванием, а значит к утрате основ современной цивилизации в целом.
Отмеченный хаос в понимании Человека и Социума усугубляется тем, что уровень развития военных технологий создает опасность конфликтов, которые могут повлечь за собой катастрофические для всей планеты последствий. Современная культура не может предложить ни одно эффективное решение социальных противоречий.
Самое поразительное состоит в том, что несмотря на очевидность этой мысли, идеологи тех или иных политических и экономических концепций лишь усиливают радикальность своих заявлений, увеличивая в конечном счете общий градус социального напряжения. Это свидетельствует о глубокой порочности исходного культурного основания, на котором зиждутся все эти подходы.